Даже в инновационном мире электромобилей это необычное предложение: потерять до 5000 долларов сейчас, чтобы за несколько лет зарезервировать право на покупку грузовика с аккумуляторным питанием, прежде чем увидеть прототип или производственный план, чтобы гарантировать, что он когда-либо появится и будет построенным.
Это то, что Nikola Corp., базирующаяся в Фениксе компания, чей внезапный всплеск акций привлек внимание инвесторов, просит клиентов сделать это с понедельника. Бронирование, которое подлежит возмещению, берет страницу из сборника пьес Tesla Inc., но требует, чтобы потенциальные покупатели транспортных средств сделали еще больший прыжок веры, чем когда-либо это делал Илон Маск.
Основатель Nikola Тревор Милтон сказал, что он надеется, что грузовик под названием Badger однажды станет конкурентом Ford Motor Co. F-150, который в течение 43 лет был самым продаваемым пикапом в Америке. Никола обнародовал 4 июня в результате обратного слияния, а акции более чем удвоились 8 июня после того, как он написал в Твиттере, что Никола начнет 29 июня делать оговорки на то, что он назвал «самым плохим грузовиком с нулевым выбросом».
Никола сказал потенциальным инвесторам, прежде чем обнародовать, что его внимание было сосредоточено на производстве транспортных средств другого типа – больших грузовиков, начиная с модели под названием Tre. В мартовской заявке компания заявила, что не планирует составлять планы для пикапа Badger, если только известный производитель не согласится сделать это.
Инвесторы не зафиксировали никаких опасений по поводу неортодоксального подхода Николы к продаже автомобилей. Акции закрылись в пятницу на уровне 63,55 долл., что на 87% больше, чем после их листинга, и выросли на 7,4% вскоре после начала регулярных торгов в понедельник.
Рыночная капитализация Николы в 22,9 млрд. долларов в пятницу не достигла 23,5 млрд. долларов для Ford, который представил на прошлой неделе пикап F-150 следующего поколения.
Тесла приняла оговорки для моделей, прежде чем компания начала производство, в том числе для нового внедорожника Model Y в этом году. Но у клиентов по крайней мере был опытный образец, и Маск теперь продал пять различных транспортных средств. Никола не рассчитывает начать поставки своего первого грузовика до следующего года. У него есть совместное предприятие с CNH Industrial NV, чье подразделение Iveco десятилетиями строит большие буровые установки для производства Tre в Германии.
План Николы по работе с партнерами-производителями контрастирует с Tesla, который прошел через то, что Маск неоднократно называл «производственным адом», пытаясь массово производить Model 3 на собственной фабрике. Аналитик Cowen & Co. Джеффри Осборн (Jeffery Osborne) заявил 17 июня в своем отчете, что стратегия аутсорсинга Николы может снизить риск.
Пока Никола поделился только компьютерными изображениями Badger (перевод с англ. Барсук) и сказал, что он будет стоить от 60 000 до 90 000 долларов. Милтон предсказывает, что это будет хит. «Скорее всего, он будет продан, так что будьте готовы и забронируйте свой», – написал он в Твиттере 15 июня.
Заинтересованные покупатели должны обратить пристальное внимание на Милтона в социальных сетях, где подробности о Badger появляются каплями и тусклыми пятнами. Милтон 8 июня написал в Твиттере, что он ожидает, что поставки Badger начнутся в 2022 году, но точные детали будут изложены в объявлении о партнерстве перед событием, которое он назвал #nikolaworld2020.