Венчурный инвестиции – это инструмент финансирования компаний IPO и инвестиционный инструмент для институциональных инвесторов и богатых частных лиц. Другими словами, это способ для компаний получать деньги в краткосрочной перспективе, а для инвесторов-увеличивать богатство в долгосрочной перспективе.
Венчурные компании привлекают капитал от инвесторов для создания венчурных фондов, которые используются для покупки акций компаний на ранней или поздней стадии, в зависимости от специализации компании. Эти инвестиции фиксируются до наступления события ликвидности, например, когда компания приобретается или становится публичной, и в этот момент венчурные капиталисты получают прибыль от своих первоначальных инвестиций.
Венчурные инвестиции характеризуется высоким риском, но также и высокой прибылью. С одной стороны, венчурные капиталисты должны инвестировать в новые технологии и продукты, которые имеют огромный потенциал для дальнейшего взрывного роста, но пока не приносят прибыли – и более двух третей стартапов, поддерживаемых венчурными капиталистами, терпят неудачу. В то же время инвестиции в венчурный капитал могут оказаться чрезвычайно прибыльными, в зависимости от того, насколько успешен портфельный стартап.
В венчурном капитале доходность соответствует принципу Парето – 80% выигрышей приходится на 20% сделок.
Великие венчурные капиталисты вкладывают средства, зная, что они понесут большие убытки, чтобы добиться этих побед.
Крис Диксон из ведущей венчурной компании Andreessen Horowitz назвал это «эффектом Бейб Рут», имея в виду легендарного бейсболиста 1920-х годов. Бэйб Рут много ударял, но также добился огромного успеха.
Бэйб Рут.
Точно так же венчурные капиталисты сильно размахиваются и иногда добиваются успеха. Часто эти выигрыши компенсируют все потери, а затем и некоторые – «подымают фонд».
Фред Уилсон из Union Square Ventures недавно написал, что для его фонда это означает необходимость как минимум двух выходов на 1 млрд. долларов на фонд: «Если вы подсчитаете нашу цель по доходности фонда с помощью наших высокоэффективных компаний, вы заметите, что нам нужно, чтобы эти компании вышли с миллиардом долларов или более», – написал он. «Выход – важное слово. Получение оценки в миллиард или больше ничего не делает для нашей модели».
Мы составили список крупнейших хитов венчурных инвестиций за все время, чтобы узнать больше о том, что общего у них.
По каждой компании мы изучили поразительные цифры, опубликованные до IPO и приобретений, движущие факторы их роста и роли их самых значительных инвесторов.
Давайте подробно рассмотрим, что сделали эти компании и эти инвесторы.
1. WhatsApp.
Приобретение Facebook WhatsApp за 22 миллиарда долларов в 2014 году было (и остается) крупнейшим частным приобретением компании, финансируемой венчурным капиталом. Это также стало большой победой для Sequoia Capital, единственного венчурного инвестора компании, который превратил свои инвестиции в размере 60 миллионов долларов в 3 миллиарда долларов.
2. Facebook.
IPO Facebook на 16 миллиардов долларов при огромной оценке в 104 миллиарда долларов стало огромным успехом для первых инвесторов Accel Partners и Breyer Capital. В 2005 году компании провели серию A 12,7 млн. $ в Facebook, получив 15% акций того, что тогда называлось Thefacebook.
На момент вложения компания имела заоблачную оценку в 87,5 млн. долларов.
И не раньше, чем ровно через год инвесторы действительно начали стекаться в первый стартап социальных сетей.
В 2006 году, на фоне высоких темпов роста числа пользователей и доходов, несколько фирм приняли участие в серии B Facebook: Founders Fund, Interpublic Group, Meritech Capital Partners и Greylock Partners поддержали раунд 27,5 млн. долларов, в результате чего оценка Facebook составила 468 млн. долларов.
Даже после продажи акций на 500 миллионов долларов в 2010 году, доля Accel стоила 9 миллиардов долларов, когда Facebook стал публичным в 2012 году, что в конечном итоге принесло Accel Partners огромную прибыль на свои инвестиции. Эта ставка сделала фонд Accel IX одним из самых эффективных венчурных фондов за всю историю.
3. Groupon.
IPO Groupon в 2011 году стало крупнейшим IPO американской веб-компании с момента выхода Google на биржу в 2007 году. Groupon была оценена почти в 13 миллиардов долларов, а IPO привлекло 700 миллионов долларов.
В конце первого дня торгов Groupon, принадлежащая раннему инвестору New Enterprise Associates 14,7% акций стоила около 2,5 млрд. долларов. Но больше всего от этого IPO выиграл крупнейший акционер Groupon Эрик Лефкофски.
Лефкофски участвовал в Groupon в качестве соучредителя, председателя правления, инвестора и крупнейшего акционера. Он позиционировал себя по обе стороны сделки Groupon, используя различные частные инвестиционные механизмы и руководящие должности. То, как он это сделал, было спорным. Однако в итоге ему принадлежало 21,6% компании. Когда Groupon стала публичной в 2011 году, его доля стоила 3,6 миллиарда долларов.