Усилия Организации стран-экспортеров нефти по стабилизации рынка в пятницу потерпели неудачу: Россия отвергла план дополнительных сокращений производства и отправила цены на сырье до минимальных значений примерно за три года.
Аналитики считают, что Россия может поспорить, что более низкие цены приведут к замедлению добычи сланцевыми производителями в США, но без помощи ОПЕК +, эталонные цены в США могут упасть до 30 долларов за баррель, поскольку COVID-19 обеспечивает снижение спроса на нефть.
«Сегодняшний результат – это психологический удар по рынку, о чем свидетельствует резкое падение цен на нефть», – заявила Анн-Луиза Хиттл, вице-президент по макроэкономическим маслам в Wood Mackenzie, в комментарии по электронной почте в пятницу. «И сейчас рынок сталкивается с угрозой безудержного производства после истечения срока действия действующего соглашения ОПЕК + в марте».
ОПЕК в четверг предложила дополнительное сокращение добычи на 1,5 млн. баррелей к концу года, согласно которому члены ОПЕК сокращают 1 млн. баррелей в день, а Россия и другие союзные государства, не являющиеся членами, несут ответственность за сокращение на 500 000 баррелей в день.
Переговоры закончились без соглашения. Министр энергетики России Александр Новак заявил, что сделка по добыче нефти между Россией, ее союзниками и членами ОПЕК больше не состоится, сообщает Reuters. Он заявил, что с 1 апреля и далее Россия “ни одна из стран ОПЕК или не входящих в ОПЕК не обязана сокращать добычу”, говорится в докладе.
Действующее соглашение ОПЕК + предусматривает сокращение на 1,7 млн баррелей с базового уровня октября 2018 года до конца марта этого года. ОПЕК также рекомендовала продлить этот договор до конца года.
Неспособность прийти к соглашению «представляет собой наихудший сценарий, который мог бы случиться», сказал Маниш Радж, финансовый директор Velandera Energy. «Распад был результатом классической теории игр – каждая сторона выиграет, если другая сторона отступит. Однако, если ни одна из сторон не отступит, они оба проиграют».
Радж сказал, что «Россия, конечно, делает ставку на то, что падение цен приведет к падению производства в США, что поможет восстановить его доминирующее положение», но эта ставка не удалась в 2014 году, когда ОПЕК и Россия решили защитить долю рынка вместо того, чтобы защищать цены, и только после этого сделали американских производителей более эффективными.
По данным Управления энергетической информации, общая добыча нефти в США выросла до рекордных 13,1 миллиона баррелей в день за неделю, закончившуюся 28 февраля.
Нападение на американские сланцы?
По словам Райана Фицмориса, стратега по сырьевым товарам в Rabobank, американские бурильщики сланцевой нефти и природного газа находились под серьезным финансовым давлением даже до недавней распродажи цен на нефть. «Цены на акции в секторе разведки и добычи в настоящее время находятся на рекордном минимальном уровне или близки к нему из-за высокого уровня задолженности, отсутствия свободного денежного потока и крайне низкого настроения инвесторов в отношении энергетического сектора».
Фицморис заявил, что Россия может быть готова «пережить период низких цен, чтобы нанести последний удар по сланцевой промышленности США».
Независимый эксперт по энергетике Анас Альхаджи, однако, утверждал, что «российская позиция нелогична, даже если они хотят нацелить сланцев [потому что] многие производители сланцев хеджируются», что снижает риск неблагоприятных колебаний цен.
«Если они обанкротятся, они вернутся сильными и без долгов», – сказал Альхаджи.
Хит спроса.
В то же время, однако, разрушение спроса на нефть «почти беспрецедентно», – сказал Том Клоза, глава отдела энергетического анализа в Информационной службе по ценам на нефть, также известной как IIS Market по OPIS. Распространение эпидемии COVID-19 вызвало замедление мировой экономики и, соответственно, спроса на нефть.
IHS Markit ожидает, что в первом квартале мировой спрос на нефть станет крупнейшим в истории за квартал снижением объемов. По его оценкам, мировой спрос на нефть в этом квартале составит 96 миллионов баррелей в день, что на 3,8 миллиона баррелей в день меньше, чем годом ранее.
«Даже если бы альянс согласился на полное сокращение 1,5 млн. баррелей в сутки, это позволило бы покрыть только часть разрушения спроса в результате коронавируса, – сказал Маршал Стивз, аналитик энергетических рынков IHS Markit. Это может превысить 4 млн. баррелей в сутки между потерей спроса в Китае, глобальными рейсами реактивных самолетов, снижением спроса на бензин в результате работы людей на дому и снижением экономической активности в целом».
Возможность цены нефти 30 долларов.
Все надежды не потеряны, но цены могут упасть до отметки 30 долларов, если ОПЕК + ничего не сделает до своего следующего официального заседания 9-10 июня в Вене.
По словам Джеймса Уильямса, экономиста WTRG Economics, по-прежнему существует вероятность того, что ОПЕК продолжит переговоры, возможно, даже в субботу. Если ОПЕК + не пересмотрит в выходные, цены, вероятно, переместятся в 30 долларов за баррель, но останутся выше 35 долларов, сказал он. «Пока мы не услышим больше от ОПЕК, это все домыслы».
Уильямс добавил, что он не ожидает значительного восстановления цен до мая, а может даже и тогда, поскольку это зависит от того, насколько сильно пострадают экономика США и Европы.
В пятницу американские фьючерсы на нефть марки CLJ20 потеряли, потеряв 10,1%, до $ 41,28 за баррель, согласно данным Dow Jones Market Data. Глобальный ориентир по нефти марки Brent BRNK20, упал на 9,4% до $ 45,27, что стало самым низким показателем с июня 2017 года.
«Без России мы можем ожидать не просто падения в 30 долларов, но и теста минимума в 26,05 доллара с 2016 года, если вирус по-прежнему будет испытывать стресс», – сказал Стивес.
«Пока не ясно, когда его воздействие может достичь максимума, несмотря на недавние признаки уменьшения числа новых случаев в Китае», – сказал он в отношении COVID-19. «Когда это станет правдой в западном мире, волатильность может уменьшиться».
«ОПЕК больше не является движущей силой мировых нефтяных рынков, как это было раньше, хотя, очевидно, все еще влиятельна, – сказал Стивс. «К сожалению для них, распад альянса еще больше подорвет их рыночную власть».