Для многих, если не для большинства инвесторов, жестокая распродажа акций, вызванная коронавирусом, не поддается фундаментальному анализу. В конце концов, что хорошего в традиционных метриках оценки, таких как соотношение цены к прибыли и цены к продажам, когда оценки выручки и прибыли выбрасываются в окно, когда деловая активность прекращается?
Если те, кто сосредотачивается на фундаментальных показателях для определения справедливой стоимости актива, справедливо сбиты с толку, технические аналитики, которые стремятся оценить направление цен, ориентируясь на исторические ценовые тренды, объемы покупок и продаж и другие статистические показатели, считают, что они могут иметь преимущество. Технические специалисты считают, что история имеет тенденцию повторяться, и что изучение ценовых графиков, особенно в отношении прошлых тенденций, может помочь определить поворотные моменты на рынке, оптимальные уровни входа и выхода и изменения в лидерстве.
«В этой среде вы не можете объяснить масштабы движений, которые вы видите, с помощью фундаментального анализа или даже с точки зрения макроперспективы», – говорит Кэти Стоктон, основатель и управляющий партнер Fairlead Strategies, штат Коннектикут, США. На базе исследовательской фирмы, специализирующейся на техническом анализе. «Но изучение графиков и цен может дать вам некоторое представление о том, насколько перепроданы рынки и есть ли дальнейшие сбои».
Роберт Слуимер, технический стратег-консультант FundStrat Global Advisors, выражает это более кратко: «В такие моменты цена – это новость», – говорит он. «Это часто единственное руководство для инвесторов во время паники».
Barron недавно проверил у Sluymer, Stockton и Энди Аддисон, основателя службы технического анализа The Institutional View, чтобы узнать, что их индикаторы говорят о будущем рынка. Есть плохие новости – после падения более чем на 30% до 2304, S&P 500 может иметь дальнейшее падение. Но есть и хорошие новости в относительном превосходстве таких секторов, как здравоохранение и акции, такие как Walmart (тикер: WM), которые могут быть хорошо позиционированы после окончания бойни.
Аддисон говорит, что его техническая работа, основанная на изучении цен, скользящих средних, показателей объема и импульса покупки и продажи, а также относительной силы или эффективности ценной бумаги в сравнении с ее эталоном, впервые породила сигналы на продажу в начале января. Нефть и медь, а затем и акции малых и средних компаний. 26 января он сигнализировал о покупке индекса волатильности VIX, который впоследствии вырос с 15 до максимума 85,47. «Я понятия не имел, что может вызвать спад на рынке», – говорит он. «Но эти сигналы на продажу предупредили меня, что должно произойти что-то очень негативное».
Теперь мы знаем, что произошло: коронавирус, который впервые появился в Китае в конце прошлого года, проникает в США и наносит ущерб системе здравоохранения, экономике и финансовым рынкам.
Аддисон описывает распродажу в S&P 500 как “худшую, чем все, что мы видели с 1929 года, и, возможно, хуже, чем то, как она началась”. В частности, индекс упал через каждый ценовой уровень, на котором он ранее находил поддержку покупки, включая его 200-недельную скользящую среднюю, без отскока вверх. Размывание привело к тому, что индекс S&P вернулся к своему декабрьскому минимуму закрытия 2018 года – 2351.
Аддисон ожидает, что S&P попытается стабилизироваться около 2300 если это произойдет, он может отскочить до 2650-2800, говорит он. Но он предупреждает, что если она решительно пробьется ниже 2300, то никакой значимой поддержки до 2000-2100 не будет. “Даже тогда рынок может не удержаться там, учитывая мрачное действие банковских акций”, – говорит он. “Я бы не стал искать значимого дна до тех пор, пока количество акций, делающих новые минимумы, не уменьшится, и больше акций не начнут торговать выше своих скользящих средних в различные периоды времени”.
По его словам, с учетом того, что доходность 10-летних казначейских облигаций снизилась, а кривая доходности казначейских облигаций выросла, банковские акции должны были подняться. Вместо этого, месячные графики показателей группы, такие как индекс банка KBW, вышли за пределы девятилетнего торгового диапазона. «Это говорит о том, что мы увидим большие потери по кредитам, что имеет смысл, учитывая опустошение, которое мы наблюдали в экономике», – говорит он.
Здравоохранение выглядит гораздо лучше для Аддисона, который называет Amgen (AMGN), Eli Lilly (LLY) и Merck (MRK) в качестве многообещающих имен, основываясь на их относительной силе. «Один из лучших способов выявления новых лидеров после тушения пожара – это поиск групп или отдельных акций, которые снижаются меньше, чем их базовые показатели», – говорит он.
Относительная сила рассчитывается путем деления цены ценной бумаги на ее базовый индекс. Чем больше отношение увеличивается для ценной бумаги, тем лучше она работает по отношению к индексу.
Аддисон называет китайскую платформу электронной коммерции Pinduoduo (PDD) еще одной проблемой, демонстрирующей относительную силу, он вышел из двухлетней базы и опередил S&P 500 на 16 процентных пунктов с конца года. «Когда цена либо не возвращается на предыдущий уровень, либо удерживается там и отскакивает, это сигнал к тому, что давление со стороны продаж стало уменьшаться», – объясняет он.