Когда рассказывают историю McDonald’s, она часто начинается с Рэя Крока, родного чикагского продавца молочных коктейлей, у которого было видение, каким может стать бизнес-модель, развернутая одним из его клиентов, Speedee Service System. Система обслуживания Speedee, запущенная в 1948 году, была детищем двух братьев Ричарда Джеймса (Дика) и Мориса Джеймса (Мак) Макдональда, которые успешно использовали концепцию «въезда» для доставки еды и, в конечном итоге, возможностей франчайзинга. Под впечатлением того, что он увидел, Рэй Крок стал их агентом по франшизе в 1954 году, открыл первую франшизу McDonald’s в 1955 году и в 1961 году выкупил у братьев Макдональдс на тогда еще огромную сумму в 2,7 миллиона долларов. Остальное является частью предпринимательской деятельности, которая является отличительной чертой знаковых предприятий. Как стать акционером макдоналдс читайте тут.
Основные моменты.
McDonald’s зарабатывает деньги, используя свои продукты, фаст-фуд, для франчайзи, которым приходится сдавать в аренду объекты недвижимости, часто с большими наценками, которые принадлежат McDonald’s.
Согласно данным из их последнего годового отчета, примерно 93% от общей мощности составляют франшизы, что все еще ниже долгосрочной цели McDonald’s в 95%.
Франчайзи соблазняются впечатляющими маржами, которые делают франшизы McDonald’s практически гарантированным источником дохода.
Спустя почти восемьдесят лет предприятие выросло до 38 000 ресторанов по всему миру, которые обслуживают около 70 миллионов (это 1% населения мира!) клиентов в день, причем все хотят (нуждаются) в гамбургере, картофеле фри или нагетсах и как можно быстрее.
По сути, он превратился в самый популярный семейный ресторан, который одинаково привлекателен как для детей, так и для взрослых, и стал доминирующей силой на рынке «Ресторанов быстрого обслуживания».
Категория общепита содержит ряд популярных франшиз, в том числе McDonald’s Corp (MCD), KFC и Taco Bell (YUM), а также Wendy’s (WEN). В 2019 году McDonald’s стала самой ценной сетью ресторанов быстрого питания (фаст-фуд для большинства людей), стоимость бренда которой приближается к 130,36 млрд. долларов, а общие активы – 47,5 млрд. долларов. McDonald’s последовательно возглавляет этот сегмент рынка с точки зрения общего объема продаж и количество ресторанов по всему миру, за которыми следуют Starbucks (SBUX) и Subway.
На пути к обслуживанию сотен миллиардов людей Mcdonald’s с момента своего основания в 1955 году проложил множество корпоративных маршрутов, таких как франчайзинг и институционализированное обучение. У Mcdonald’s – “Качество, сервис, чистота и ценность” – это само собой разумеющееся, и он установил стандарты по крайней мере для первого и четвертого из этих качеств.
Как сказал однажды легендарный шеф-повар Мишлен Ферран Адрия о Биг-Маке: «Ферран Адрия и 100 лучших шеф-поваров в мире не могут сделать лучше за такую цену!».
Бизнес модель.
Как сообщается в отчете за 2019 год, 36 059 из 38 695 ресторанов были франчайзинговыми, а McDonald’s управляет оставшимися 2636 ресторанами. Таким образом, примерно 93% от общей емкости составляют франшизы, что все еще ниже долгосрочной цели McDonald’s в 95%.
Преимущество этой модели состоит в том, что поток дохода (доход от аренды и роялти, полученный от франчайзи) гораздо более стабилен и, что более важно, предсказуем, в то время как эксплуатационные расходы заметно ниже, что облегчает путь к прибыльности.
Поскольку он контролирует землю и долгосрочную аренду, может использовать свою рыночную позицию для заключения сделок. Как отмечают аналитики, это сродни подписке, когда подписчик (франчайзи) платит фиксированную сумму каждый месяц.
По мнению отраслевых аналитиков, McDonald’s сохраняет около 82% выручки, получаемой франчайзи, по сравнению с лишь около 16% выручки от расположений, управляемых компанией, что дополнительно сокращается из-за затрат, понесенных при эксплуатации этих ресторанов.
Почему франшизы McDonald’s востребованы?
McDonald’s имеет общеизвестно строгие критерии для своих франчайзи (собственный капитал, ликвидность и т. д.). Кроме того, франчайзи также несут ответственность за выплату заработной платы, заказ расходных материалов и аренду или владение помещением. Итак, зачем становиться франчайзи? Приманка состоит в том, что McDonald’s предоставляет им практически гарантированную прибыль, во многом благодаря внушительной марже.
Ресторанная индустрия печально известна своим товарооборотом, и, как скажет любой ресторатор, одна из основных причин заключается в том, что поля могут быть тоньше, чем кусочек обработанного американского сыра. Тем не менее, операционная маржа McDonald’s составляет порядка 40%! Как это возможно в бизнесе, целью которого является предоставление недорогой еды?
Ответ заключается в том, что приготовить еду даже дешевле, чем можно подумать. Некоторые пункты меню, например, кофе, продаются в десятки раз дороже. Примечание для людей, которые не думают платить 400 рублей за мокко со льдом (мы смотрим на вас, Старбакс!) – вы пьете несколько кофейных зерен, сваренных в слишком дешевой для измерения воде, и немного шоколадного сиропа…
Сегменты рынков и бизнеса.
McDonald’s различает три рынка: США, международные операционные рынки, международные лицензированные рынки развития и корпоративные. На каждый сектор приходится 37,2%, 54% и 8,7% выручки соответственно по данным последнего годового отчета компании.
США – крупнейший сегмент компании с выручкой 7,843 млрд долларов в 2019 году.
Международные операционные рынки – рынки, включая Австралию, Канаду, Францию, Германию, Италию, Нидерланды, Россию, Испанию и Великобританию. Выручка этого сегмента в 2019 году составила 11,398 млрд. долларов.
Международные развивающиеся лицензионные рынки и корпоративные – состоят из рынков лицензий для развития и филиалов, а также корпоративной деятельности. Выручка этого сегмента в 2019 году составила 1,836 млрд. долларов.
Согласно последним данным, начиная с 26 февраля 2020 года, McDonald’s работает со следующими глобальными бизнес-сегментами:
США – крупнейший рынок McDonald’s.
Международные операционные рынки, состоящие из полностью принадлежащих рынков или стран, в которых McDonald’s управляет ресторанами, в том числе «международные рынки Большой пятерки» (Австралия, Канада, Франция, Германия, Великобритания), Италия, Россия, Испания и Нидерланды.
Международные Лицензионные рынки развития и Корпоративный, в основном состоящие из рынков лицензий для развития и аффилированных лиц в системе McDonald’s, включая Корпоративный.
Финансовые отчеты.
Согласно данным McDonald’s, свободный денежный поток в 2019 году составил 5,7 миллиарда долларов, что на 36% больше, чем в 2018 году, а сопоставимые глобальные продажи увеличились на 45,9%, а сопоставимые глобальные числа гостей увеличились на 1,0%.
McDonald’s имеет опыт выплат дивидендов по своим обыкновенным акциям в течение 43 лет подряд и, что еще более впечатляюще, увеличение суммы дивидендов каждый год. Дивиденды за полный год в 2018 году в размере 4,19 долл. на акцию отражают ежеквартальные дивиденды, выплаченные за каждый из первых трех кварталов по 1,01 долл. на акцию, с увеличением до 1,16 долл. на акцию, выплаченную в четвертом квартале. Это увеличение дивидендов за четвертый квартал можно рассматривать как уверенность McDonald’s в постоянном росте и надежности своего денежного потока, что является подтверждением их бизнес-модели.