Перспективы рынка лития в ближайшие десятилетия.

Рынок лития

Безуглеродное будущее потребует многих миллионов батарей, как для привода электромобилей, так и для хранения энергии ветра и солнца. Сегодняшние аккумуляторные батареи в основном полагаются на литий – металл, который вскоре может столкнуться с глобальным кризисом поставок. Некоторые аналитики предупреждают, что по мере роста производства электромобилей производители лития не смогут удовлетворить спрос. По их словам, это может временно притормозить мировые амбиции в области чистой энергии.

Статья про крупнейшие компании по добыче лития в мире.

Насколько велика будет нехватка лития и сколько потрясений это вызовет, неизвестно.

Недавно Rystad Energy прогнозировала «серьезный дефицит предложения лития» в 2027 году, поскольку добывающие мощности отстают от бума электромобилей. По данным исследовательской компании, это несоответствие может существенно задержать производство в этом году около 3,3 миллиона легковых автомобилей с батарейным питанием. Без новых горнодобывающих проектов задержки могут вырасти до 20 миллионов автомобилей в 2030 году. Автобусы, грузовики, корабли и энергосистемы с питанием от аккумуляторов также пострадают.

«Крупные потрясения назревают для производителей электромобилей», – сказал Джеймс Лей, старший вице-президент отдела энергетических металлов Rystad в Лондоне. «Хотя есть много лития для добычи в земле, существующих и запланированных проектов будет недостаточно для удовлетворения спроса на металл».

Дефицит лития перевернет то, что в настоящее время является излишком. Спрос со стороны производителей аккумуляторов в настоящее время составляет около 300 000 метрических тонн эквивалента карбоната лития (LCE) в год, в то время как существующие добывающие мощности для рынков аккумуляторов составляют 520 000 метрических тонн. Анализ показывает, что спрос со стороны производителей может достичь 2,8 миллиона метрических тонн в 2028 году. Однако ожидается, что добывающая мощность в этом году достигнет лишь около 2 миллионов метрических тонн, если к текущему портфелю не добавятся новые горнодобывающие проекты.

Мира, в котором сборочные конвейеры электромобилей собирают пыль, а производители аккумуляторов ищут остатки лития, можно полностью избежать. Но для производителей решение не такое простое, как добыча более твердой породы, называемой сподуменом, или разработка дополнительных подземных залежей рассола для извлечения лития. Это связано с тем, что о большинстве лучших и простых в эксплуатации запасов уже говорят в Австралии (для твердых пород), а также в Чили и Аргентине (для рассола). Чтобы резко увеличить производственные мощности, производителям также потребуется использовать «маржинальные» ресурсы мира, разработка которых обходится дороже и требует больших затрат энергии по сравнению с традиционными аналогами.

«Дело не в том, что это проблема ресурсов. Нет опасений, что лития не хватит для удовлетворения спроса к 2030 году или дольше», – заявила по телефону из Сиднея Софи Лу, глава отдела металлов и горнодобывающей промышленности BloombergNEF (BNEF). По ее словам, более серьезный вопрос заключается в том, сможет ли отрасль продолжать производство лития с такими же затратами, как сегодня, а также диверсифицировать цепочки поставок вдали от доминирующих сегодня географических регионов и делать это без ущерба для окружающей среды.

Смотрите в нашей статье лучшие акции компаний зеленой энергетики.

В своем последнем прогнозе, опубликованном в среду, BNEF сообщает, что на стадии разработки находится достаточно литиевых проектов, чтобы удовлетворить спрос до конца 20-х годов – при условии успешного финансирования и развития проектов. Но, по словам Лу, дефицит предложения может возникнуть примерно в 2028 году. Для финансирования строительства мощностей по производству лития до 2025 года все еще необходимо около 14 миллиардов долларов.

Обеспокоенность ограничениями предложения стимулирует инновации в литиевой промышленности. В нескольких проектах в Северной Америке и Европе проводятся пилотные испытания и испытания «прямого извлечения лития», обобщающего термина для технологий, которые, вообще говоря, используют электричество и химические процессы для выделения и извлечения концентрированного лития. Так называемый DLE может произвести революцию в отрасли, подобно тому, как процесс SX/EW (экстракция растворителем-электролизом) преобразовал медную промышленность или как электродуговые печи позволили производить сталь с использованием электричества вместо угля.

На юго-западе Германии Vulcan Energy добывает литий из геотермальных источников, которые кипятят на тысячи метров ниже реки Рейн. Стартап запустил свою первую пилотную установку в середине апреля. Vulcan заявил, что может извлекать 15 000 метрических тонн гидроксида лития – соединения, используемого в катодах батарей – в год. В южной Калифорнии компания Controlled Thermal Resources разрабатывает геотермальную электростанцию и установку по добыче лития в Солтон-Си. Компания заявила, что пилотная установка начнет производить 20 000 метрических тонн гидроксида лития в год также к 2024 году.

Еще один способ увеличить поставки лития – восстановить металл из отработанных батарей, которых уже достаточно. Сегодня менее 5 процентов всех использованных литий-ионных аккумуляторов перерабатываются, в значительной степени из-за того, что аккумуляторы сложно и дорого разбирать. Многие батареи теперь попадают на свалки, вымывая химические вещества в окружающую среду и выбрасывая полезные материалы. Но Лу сказала, что отрасль, вероятно, увеличит переработку после 2028 года, когда начнется дефицит предложения. Девелоперы уже начинают строить новые объекты, в том числе завод стоимостью 175 миллионов долларов в Рочестере, штат Нью-Йорк для литий-ионных аккумуляторов.

Однако в будущем перспективы для лития становятся шаткими.

Исследователи из Финляндии и Германии недавно смоделировали 18 сценариев фактического истощения ресурсов лития. Они рассмотрели различные предположения о том, сколько лития все еще доступно в рассолах, породах, нефтяных месторождениях и других природных объектах мира. Сценарий с «очень большим» количеством лития, или 73 миллиона метрических тонн, приведет к полному истощению лития вскоре после 2100 года. Это если 3 миллиарда электромобилей отправятся в путь и, если мир предпримет решительные шаги по переработке батарей, используя переход от электрических транспортных средств к другим альтернативам.

Смотрите лучших производители батарей для электромобилей.

Доступность лития «станет серьезной угрозой для долгосрочной устойчивости транспортного сектора, если не будет предпринят комплекс мер для решения этой проблемы», – пишут исследователи в исследовании 2020 года. Такие меры включают разработку нового химического состава батарей, производство большего количества синтетического топлива и строительство большего количества железных дорог – варианты, которые не требуют лития.

2 612
Комментария 2
  1. Александр 22.08.2021 в 22:19

    А как железные дороги связаны с литием?

    • Администратор 24.08.2021 в 08:13

      Здравствуйте.

      Развитие железнодорожного сообщения обеспечит логистику исключая использования большого количества большегрузов или любых других транспортных средств, основанных на ископаемом топливе, тем самым вероятно сможет уменьшить потребления лития для электрокаров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.